« За и против » обучения чтению дошкольников.

03 Ноя 2013, Автор: admin

« За и против » обучения чтению дошкольников.Дорогие читатели сайта!
Предлагаю обсудить проблему раннего обучения детей, а, конкретнее, выяснить все « за и против » обучения чтению дошкольников.

Вопрос: « Нужно ли учить ребёнка-дошкольника читать? » – не имеет в настоящее время однозначного ответа.
Однако, всем известно, что при приёме в школу от будущих первоклассников часто требуют уже сформированные  навыки чтения, что превращает начальное обучение для дошкольников и их родителей в большую проблему.

Поэтому некоторые взрослые принимают решение научить своего ребёнка читать задолго до школы, как говорится, с пелёнок.
Но тут отсутствие у них элементарной педагогической компетентности часто приводит к новым проблемам: родители доводят до невроза и себя, и ребёнка, отбивая у дошкольника желание и читать, и учиться вообще.

Какие только методики не используют родители , обучая самостоятельно ребёнка чтению: и кубики А.Н.Зайцева, и карточки Глена Домана, и рекомендации семьи Никитиных.
Но, не разбираясь в тонкостях использования данных методик, не умея оценить их значение для развития ребёнка, своими действиями родители могут нанести только вред формирующейся личности малыша.
Не удивительно, что позже родители бывают весьма огорчены отсутствием реальных результатов.

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и выброшенные на ветер деньги, поскольку прилагаемые к вышеназванным методикам материалы: кубики и карточки – бывают весьма недёшевы.

Неудивительно, что часть родителей, изначально сторонников обучения чтению задолго до школы, пройдя через всевозможные муки с собственным чадом, пополняют позже ряды противников «так называемого» раннего обучения дошколят, и начинают считать, что нет необходимости раньше времени лишать детей детства.

Так есть ли какие-либо плюсы в обучении дошкольников чтению?
Разумеется есть, и попробуем их перечислить. Сразу же отбросим обучение малышей читать “из-под палки”, ориентируясь на школьные методики, потому ч то в этом-то уж точно одни минусы…

Польза от раннего обучения чтению для развития личности ребёнка.

1. Проводя обучение чтению на основе игры – ведущей деятельности дошколят, мы используем в полной мере все возможности игровой деятельности для всестороннего формирования личности ребёнка, а возможности эти у игры просто безграничны!

2. Обучение чтению происходит в процессе общения со взрослыми, не только с педагогами, но и с родителями, что способствует обогащению совместного проведения семейного досуга и помогает налаживать отношения детей и родителей.

3. Правильно построенный процесс обучения чтению дошкольника непрерывно расширяет его кругозор, уточняет уже имеющиеся представления о мире, постоянно подталкивая к необходимости ознакомления с ранее неизвестными гранями жизни.

4. Обучение чтению развивает попутно познавательные способности детей: память, внимание, воображение, мышление и речь, помогающие ребёнку успешнее осваивать мир, и, в будущем, облегчающие изучение любых, самых сложных предметов в школе.

5. Овладение грамотой повышает самооценку малыша, придаёт ему больше уверенности в собственных силах, позволяя чувствовать себя несколько взрослее сверстников, с лёгкостью демонстрируя им свои умения в детском саду или во дворе.

6. Обучение в процессе игры поднимает настроение ребёнка, не допускает перегрузок и перенапряжения нервной системы, укрепляет интерес к познанию нового, к обучению, к чтению.

Поэтому, не бойтесь начать учить ребёнка читать, особенно если он сам попросит об этом, но ни в коем случае не используйте школьные методики! Чтобы обучение было эффективным, быстро дающим радующие и Вас и ребёнка результаты, используйте только разнообразные игровые методы!

Таким образом, ” за и против ” обучения чтению дошкольников мы обсудили, приступайте к практике!

Отзывов (13) на «« За и против » обучения чтению дошкольников.»

  1. Светлана пишет:

    Когда я проходила практику преддипломную в первом классе, была там девочка, которая читала лучше четвероклассника. Ей явно было скучно на уроках, поведение ее оставляло желать лучшего. Постоянный учитель конечно, в таких случаях дает доп.задания такому ребенку, но мне приходилось тяжко. С другой стороны, сейчас при наборе детей в 1 класс, ребенок уже должен уметь читать. В наше время мы с буквами знакомились в школе.
    По поводу темы, я тоже считаю, что это большая нагрузка для ребенка, приводящая порой к неврозам (родители-то разные), да и потом он пойдет в школу обычную, выровняется на других…

    • admin пишет:

      А ведь я веду разговор к тому, что сегодня обучение чтению пущено на самотёк. То есть, с одной стороны – в школе уже требуют, чтобы приходили читающими, а система дошкольного образования передоверяет это просто родителям – учите как хотите – хоть розгами, а сами – в сторону. Вот ТУТ – МЕСТО НЕВРОЗАМ!

    • Анна пишет:

      Тоже хотела написать, что хотим мы или нет, но к школе ребенок должен уметь читать. Отсюда и ответ на вопрос: дошкольника нужно обучать чтению. Моя дочка очень любит книжки, а сейчас у нас возраст “почемучки”, и ее уже интересуют чтение и буквы. Часто садится “читать” книжки малышам, и пересказывает их, показывая картинки :)

      • admin пишет:

        Анна, чтобы долго не говорить, позвольте дам Вам короткий совет.
        Чтобы не угасла детская любознательность (а она – признак одарённости), “превратитесь “на какое-то время Вы сама в “почемучку”. Сами задаёте вопрос, обращенный как бы себе, совершенно по любому поводу (с видом глубокой задумчивости) “Почему ночью темно, а днём светло?”, “Почему кошки не летают?”, “Почему носок мамы больше носка дочки?” и т.д., и т.п., и сама же отвечаете (не у ребёнка спрашиваете, а именно сами).
        Дочка постепенно постарается даже Вас опередить с ответом “А я знаю!”, но главное Вы сделаете: Вы научите девочку РАЗМЫШЛЯТЬ и РАССУЖДАТЬ, давая вслух примеры рассуждений и размышлений.

  2. Жанна Лира пишет:

    Я учила свою сестру читать (ей было 3.5 года, мне – восемь лет) по обычному школьному учебнику вроде букваря – дело было в СССР :) Помню, что там в каждой главе была буква, слоги с этой буквой, потом простые слова и коротенькие предложения. Я приходила из школы, забирала сестру из детсада, и мне было скучно дома с ней одной, вот и учила. Научилась она быстро. Родители очень удивились, когда обнаружили, что она умеет читать – они не знали о моем педагогическом порыве :) В 4.5 – 5 она уже писала собственные сказки и читала их нам (очень смешные сказки были). Насколько я помню, начальная школа у нее прошла совершенно нормально. Меня читать научила мама в 5 лет, и я вспоминаю начальную школу как расслабленное приятное времяпрепровождение :) Правда, у меня и учительница была с веселым пофигистским характером, это тоже сказывалось.

    Мне кажется, если ребенку это интересно, нужно учить. Если же не интересно, то научить бегло читать вряд ли получится (для этого нужны многочисленные добровольные тренировки, личное желание читать самостоятельно), а вот привить ненависть к чтению или научить “спотыкаться”, путаться в слогах и звуках – запросто. И школьному учителю исправлять потом последствия такого обучения будет сложнее, чем научить с нуля.

    • admin пишет:

      Вы сама ответили почти на все вопросы: то, что дети способны научиться читать даже у “педагогов” без педобразования – Вы в школьном возрасте научили сестру, и я тоже, мне лет 8-9 было, научила читать своего брата. Больше того, я привела его, шестилетку, к директору школы и сказала :”Принимайте в школу, он готов!”. Вот и Горького научил читать дед с помощью розг – да ещё как!
      Но, если говорить серьёзно – то всё же заниматься этим должны профессионалы, а не сёстры, мамы и деды! И они как раз учатся на то, как сделать “если ребенку это интересно, нужно учить”, а иначе вообще ничему нельзя учить – отобьётся интерес к учению (не только к чтению) вообще!
      Вот тогда и переучивать не придётся!

  3. Жанна Лира пишет:

    *мне восемь – восьмерка цифрой автоматически сменилась рожицей в очках :)

    • admin пишет:

      Вначале не поняла о какой восьмёрке говорите, я попробую исправить, чтобы другие люди поняли.

  4. Считаю, что в этом вопросе лучше довериться профессионалам!

    • admin пишет:

      У профессионалов две проблемы: 1 – методики обучения чтению дошкольников имеются, но часто это просто более облегченный вариант школьных методик, что не позволяет их использовать в детских садах;
      2 – методисты дошкольного образования не могут никак договориться с о школьными специалистами (да и между собой тоже) – вводить ли раздел обучение чтению в программу дошкольного образования.

  5. Ольга пишет:

    Мои дочери научились читать к 6 годам. Внучка сейчас уже знает все буквы. Пробуем соединять их в слоги. Но в школе действительно требуют, чтобы ребенок уже умел читать.

    • admin пишет:

      Ну вот разве не противоречие: в школе требуют, чтобы ребёнок приходил читающим, а программы дошкольного образования не включают раздел обучение чтению (обучение грамоте, правда, есть – такое усечённое).

  6. Я думаю, что надо смотреть по способностям ребенка и подготовленности. Тогда не будет издевательства и неврозов. Старшая дочь – в четыре года уже читала. Сын, с трудом в начальных классах начал нормально. У всех по разному.

Ваш отзыв