Пестушки, песенки, потешки, сказки и прибаутки – бесценные средства народной педагогики, доставшиеся нам в наследство от прабабушек

27 Сен 2013, Автор: admin
Дорогие читатели, неравнодушные к проблемам дошкольной педагогики!
Поскольку сегодня невозможно обойтись без обсуждения существующих модных и современных, в том числе, авторских методик, таких, как системы М.Монтессори, Г.Домана, С.Лупан, семьи Никитиных, Вальдорфской педагогики и других, думаю, нельзя забывать о корнях, откуда взяли начало и все вышеперечисленные воспитательные системы. Поэтому, давайте поговорим про средства народной педагогики, доставшиеся нам в наследство от прабабушек. В первую очередь, это – пестушки, песенки, потешки, сказки и прибаутки.Пестушки, песенки, потешки, сказки и прибаутки – бесценные средства народной педагогики, доставшиеся нам в наследство от прабабушек.
В народной среде веками накапливался и передавался из поколения в поколение бесценный опыт по воспитанию и обучению маленьких детей. Он надёжно закреплялся и сохранялся в небольших по объёму поэтических формах народного фольклора: пестушках, потешках, песенках, прибаутках.
С одной стороны, развитие педагогики шло интуитивным путём, с другой стороны, результаты его оказались настолько эффективны, что закрепились в веках, и, проверенные временем, дошли до наших дней.
Названия средств народной педагогики говорят сами за себя, при этом, в них нельзя не заметить педагогическое назначение.
Пестушки от «пестовать» – нянчить, взращивать младенца; потешки от «потешать» – веселить, забавлять, в шутливой форме знакомить с окружающим миром; прибаутки от «баять» – рассказывать об окружающем на доступном уровне, забавляя при этом. Понятия песенки и сказки не нуждаются в толковании, потому что народ интуитивно чувствовал, что детям нужно именно «петь» и «сказывать» (не просто говорить!), то есть доносить до малышей необходимые сведения о мире и вечных истинах в самой доступной форме, с использованием ритма и рифмы, что легко слушается, легко воспринимается и запоминается.
По мнению психологов, народные педагогические средства имеют огромное, непреходящее значение в формировании и развитии всех сторон личности маленького человека.
Они помогают налаживать отношения младенца и родителей, помогая общению между ними становиться более содержательным и эмоционально насыщенным; дают самые первые знания об окружающем мире (животных, растениях, людях); дают представление на доступном уровне о существующих вокруг связях  между явлениями и предметами, чем пражняют мышление ребёнка; развивают память и речь малыша; способствуют физическому развитию ребёнка.
Каждая мама должна знать, что малышу важно с самого рождения чувствовать её любовь, и именно детские потешки позволят ей выразить свои материнские чувства к сыну или дочке наиболее эмоционально, ярко и красиво.   Поэтому родителям рекомендуется сделать определённый запас прибауток и умело их  использовать в общении с малышом.
Пестушки наиболее активно нужно использовать на самых ранних этапах развития малыша, с рождения до полугода, когда ребёнок только учится чувствовать своё тело, только осваивает простейшие движения. Взрослый в это время сам ласково “играет” с телом ребёнка, с его ножками и ручками (“Потягунюшки! Порастунюшки!”).
Потешки начинают использоваться с появлением у ребёнка самостоятельности и способности повторять элементарные движения за взрослым (“Ладушки-ладушки!”).
Игры-потешки взрослого с ручками и пальчиками малыша способствуют не только налаживанию общения, но и  развивают у ребёнка мелкую моторику, стимулируют мозговую деятельность, развивают речь.
Потешки нужно обязательно разыгрывать с игрушками, куклами, делая их более яркими и понятными.
В потешки хорошо, по возможности, вставлять имя малыша, чтобы  содержание становилось ещё доступнее.
Игры-потешки на коленях взрослого (подпрыгивания, подбрасывания с последующим «проваливанием» между коленями взрослого) очень нравятся маленьким детям, потому что они особенно сближают их со взрослыми, побуждают активность, дают массу положительных эмоций.
Колыбельные песенки необходимы ребёнку для сопровождения счастливых и спокойных минут общения с мамой, для ощущения позитивного завершения дня. Не зря мамины колыбельные песни многие люди помнят на всю жизнь.
Пестушки, песенки, потешки, сказки и прибаутки – бесценные средства народной педагогики, доставшиеся нам в наследство от прабабушек.
Сказки и прибаутки помогают ребенку приступить к формированию первоначальной картины мира, стимулируют интерес к получению новых знаний, знакомят с правилами поведения, основами нравственности и морали.
Прибаутки – это рифмованные мини-сказки, знакомящие малыша с жизнью зверей и птиц, в которых животные действуют как люди, открывая ребёнку сложности человеческих отношений.
В прибаутках уже нет места ознакомлению с движениями, они имеют сказочный сюжет, помогающий получать более глубокие представления о мире.
Сказка входит в мир ребёнка с самого раннего детства, и родители должны умело пользоваться этим мощнейшим средством воспитания.
Сказка способствует развитию речи малыша, расширению его словарного запаса; научит ребёнка думать и переживать; даст первые представления о моральных категориях, в первую очередь, о добре и зле; окажет неоценимую услугу для развития воображения и творческих способностей. О значении сказки как педагогического средства можно говорить бесконечно.
Таким образом, песенки, потешки и прибаутки помогают малышам легко и естественно осваивать жизнь, приобщаться к обычаям и традициям человеческого общества.
Учитывая, что развитие детей идёт в дошкольные годы в самом интенсивном темпе, необходимо своевременно обновлять репертуар детских фольклорных произведений, чтобы пестушки, песенки, потешки, сказки и прибаутки – бесценные средства народной педагогики, доставшиеся нам в наследство от прабабушек, принесли наибольшую пользу для развития малышей!

Ваш отзыв