Новорожденный, младенец, кроха – почему малышей так называют? Период новорожденности

25 Дек 2017, Автор: admin

Дорогие друзья!
Посчитала необходимым прояснить некоторые понятия, связанные с маленькими детьми, поэтому и написала статью «Новорожденный, младенец, кроха – почему малышей так называют? Период новорожденности»
Какие только слова не используются в языке, применительно к самым маленьким детям: малыш, дитя, лялька, малютка, дитё, грудничок, младенчик, кроха, грудной ребенок, младенец, чадо, бамбино, бэби.
Может, Вы ещё добавите что-то к этому списку?
Большинство из этих слов, конечно же – просторечные, и многие люди их употребляют как синонимы. Иногда это оправданно, иногда – допустимо, а в некоторых случаях…заставляет задуматься.
Давайте разберёмся поточнее: что значит – «новорожденный ребёнок»?

Новорожденный ребёнок это…

С одной стороны – ясно, что новорожденным называют только что родившегося ребёнка. Но сколько времени теперь малютку можно так называть? Час? Сутки? Неделю? Месяц? Год?
Как ни странно, но у педагогики, психологии и медицины на этот вопрос имеются разные взгляды.
Часть медиков считает, что новорожденным называется ребёнок до выписки из родильного дома.
Часть педагогов, вообще, такое понятие не использует, для них малыш от рождения до года – просто младенец.
Крупнейший психолог Л.С.Выготский считал ребёнка новорожденным до 2-х месяцев.
Но, в основном, медики и психологи считают, что период новорожденности – это первые 28 дней жизни ребёнка, или один месяц. А окончанием периода новорожденности считают появление у ребёнка Комплекса оживления. О котором – в следующей статье.
А как же называется следующий период после периода новорожденности?

Младенчество.

Период новорожденности закончен, теперь – с одного месяца (точнее, с 28 дня жизни) и до года ребёнок будет называться просто младенцем.
Новорожденный и младенец объединяются под термином грудной ребёнок, грудничок. Не будет ошибкой считать слова «грудной ребёнок» и «младенец» синонимами, а новорожденность – начальным периодом младенчества.
Но с младенцем, кстати, тоже не всё просто.
Если сегодня младенцем считают ребёнка до годовалого возраста, то ещё в позапрошлом веке, согласно словарю Владимира Ивановича Даля, младенцем считали ребёнка аж до 7 лет!!!
Вот какое толкование даёт В.Даль:

«…Младенец м. дитя до семи лет … Младенство, младенчество ср. пора и возраст человека до семи лет…»

У В.Даля также имеются следующие интересные толкования к слову ДИТЯ:

«…дитятей назыв. до 14 и ли 16 лет, когда детство переходит в отрочество…»  Я бы сказала, что это уже не ДИТЯ, а ДЕТИНА))).

Ещё из Интернета я узнала, что и Церковь считает МЛАДЕНЦЕМ ребёнка до 7 лет.
Налицо – противоречия в словесных определениях некоторых периодов детства!
То читаем у Н.А.Некрасова о «мужичке с ноготок» шестилетнего возраста, а то знакомимся с подобным толкованием слова «младенец», совершенно несоответствующим современным представлениям об этом возрасте!)))
Скорее всего, данные термины не были ещё проработаны в то время педагогикой и медициной.
Закончим этот разбор терминов таблицей современной возрастной периодизации детства.

Возрастная периодизация детства.

Названия периодов детства Время, возраст
Внутриутробный период развития

(эмбрион, плод, внутриутробный ребёнок)

28-30 недель(недоношенные дети)

Более 42 недель (переношенные дети)

Грудной возраст (младенчество) Период новорожденности 0-28 дней (1 месяц)
Младенчество от 1 месяца до года
Раннее детство (преддошкольный период) от года до 3 лет
Дошкольный возраст Младший дошкольный От 3 до 4 лет
Средний дошкольный От 4 до 5 лет
Старший дошкольный От 5 до 6-7 лет
Младший школьный возраст От 6-7 лет до 10-11 лет

* Эмбриональный и плодный периоды внутриутробного развития.

Я должна оговориться, что внесла в таблицу внутриутробный период развития, хотя это не совсем верно, не зря в данный период мы и говорим о ребёнке исключительно как о «будущем».

Но, в то же время, в мире набирает силы пренатальная (дородовая) педагогика, в которой уже вполне нашло своё место понятие «внутриутробный ребёнок».

Методы пренатальной педагогики подтвердили свою эффективность, поскольку было выявлено их положительно влияние на психическое и физическое развитие детей.

Понимая, что придётся ещё не раз касаться этого вопроса, ведь наука не стоит на месте, сейчас остановлюсь лишь вкратце на некоторых моментах.

  • Всем известно, что ребёнок связан с матерью пуповиной, по которой он не только получает питание, но, например и гормоны стресса и гормоны радости также поступают к плоду, оказывая на него определённое влияние. (о гормонах радости читайте на моём другом сайте в разделе о Здоровом Образе Жизни).
  • Материнские эмоции (радость, страх, переживание) изменяют частоту биения её сердца, задержку её дыхания. И к этим колебаниям также чувствителен будущий малыш. У него могут развиться тахикардия, гипоксия, низкий вес, повышенный риск смерти, астма и т.д.
  • Эмоциональные стрессы матери, как известно, могут вызвать преждевременные роды, патологии развития, снижение интеллекта, склонности в будущем к вредным привычкам и т.д.

Я нашла в Интернете цифры, показывающие, что матери, проходившие курсы пренатальной педагогики или психологии, рожали затем детей,

  • память которых почти на 50 % превышала средние нормы ребятишек этого возраста;
  • IQ был выше среднего почти на 40 %;
  • социальное развитие выше на 50 %;
  • рассудочная деятельность (практический интеллект) – на 80%!

Вот какие цифры!

Но что говорить о развитии пренатальной педагогики в нашей стране, если элементарное дошкольное образование никак не добьётся должного внимания со стороны Системы образования.

Период новорожденности – что это?

У любого читающего, любого родителя может возникнуть закономерный вопрос: а в чем необходимость выделения, обособления периода новорожденности ? Что в нём такого особенного? Зачем это нужно?

Оказывается, период новорожденности отличается даже от последующего этапа младенчества настолько, что требует обратить на себя особое внимание.

Если говорить простыми словами, то на этапе новорожденности ребёнок физически уже отделился от матери, а физиологически – ещё нет. Это дало право назвать период новорожденности переходным периодом от существования в утробе матери к жизни в мире людей.

Организм новорожденного имеет следующие особенности:

  • его органы и системы отличаются значительной незрелостью, любое негативное внешнее воздействие может привести к серьёзным нарушениям жизнедеятельности;
  • малыш почти постоянно спит и нуждается в полноценном уходе матери, от которой он полностью зависим, и без которой оказывается нежизнеспособен;
  • в то же время новорожденный имеет 75 (!) врождённых рефлексов, которые обеспечивают ему выживаемость. Например, в ответ на прикосновение к уголку рта, ребёнок губами начинает тянуться в сторону раздражителя (поисковый рефлекс); малыш будет сосать любой предмет, попавший ему случайно в рот (сосательный рефлекс); кроха цепко ухватится за палец взрослого, вложенный в его ладошку (хватательный рефлекс). Врождённые рефлексы полностью исчезнут к 3,5 месяцам. Им на смену придут условные рефлексы. Первый условный рефлекс – пищевой – «на изменение положения тела при кормлении» начинает формироваться уже в первую неделю жизни новорожденного малыша.

И ещё о некоторых изменениях, которые происходят в организме новорожденного в первый месяц жизни:

  • в первые же дни жизни кроха теряет до 7% веса, который имел при рождении. На восстановление веса затем уходит до полутора недель;
  • в первые недели температура тела ребёнка очень неустойчива, часто зависит от температуры среды;
  • с первых часов жизни малыша происходит заселение его желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы микроорганизмами;
  • у крохи в течение первых полутора недель отмечается лёгкое пожелтение кожи тела – желтушка новорожденного – из-за незрелости печени;
  • также на кожице возможно появление красноватых или синюшных пятен из-за незрелости сосудистой системы;
  • на личике новорожденного, особенно на носу и щеках, возможно появление белых прыщиков либо красноватой сыпи. В первом случае это происходит из-за закупорки сальных желёз, а во втором – как реакция организма малыша на новый гормональный фон, который формируется у него вне утробы матери. При хорошем гигиеническом уходе прыщики и сыпь проходят сами собой ещё до окончания периода новорожденности. Но наблюдение у педиатра необходимо в любом случае.

Я перечислила лишь основные особенности периода новорожденности, которые и выделяют его из общего периода младенчества. Окончанием периода новорожденности является появление комплекса оживления – первая социальная реакция младенца. О ней читаем дальше.

А на этом всё! Всем счастья и здоровых деток!

С пожеланиями любви и семейного счастья Ирина Мозгунова — автор сайта “Наш ребёнок – дошколёнок!”

Новорожденный, младенец, кроха – почему малышей так называют? Период новорожденности

Ваш отзыв