Гимнастика для языка. Основные упражнения.

21 Фев 2014, Автор: admin

Как мы говорили в предыдущей статье: язык, как любая мышца требует физической нагрузки, поэтому ему обязательно нужна гимнастика для языка.

Предложенные основные упражнения следует регулярно проводить со всеми детьми дошкольного возраста в качестве профилактики речевых нарушений.

Гимнастика для языка. Основные упражнения.

Язычок не должен лениться!

Если Вы заметили, что у Вашего ребёнка язычок склонен к вялости – начинайте играть с ребёнком в разнообразные игры-упражнения с участием язычка.

Гимнастика для языка. Основные упражнения.

1. Язычок выглядывает из своего дома.
Шутливо спрашивайте: «Где живёшь, Язычок? Покажись?».
Ребёнок высовывает язычок изо рта (как будто дразнится) и прячет его обратно. Повторите 5-6 раз.

2. Зубки поймали Язычок, да не удержали.
Покажите, как зубами можно поймать  (легко прикусить) язык, несколько раз легонько покусать по всей длине, пока язык не спрячется обратно в рот.
Приговаривайте в это время слова: «Поймали, поймали! Покусали! Покусали! Да не удержали!». Повторить 2-3 раза.

3. Язычок смотрит из домика в разные стороны.
Возьмите в свои руки две игрушки и держите перед ребёнком одну из них справа, а другую – слева.
«Тук, тук, тук – раздался звук,
Язычок наш – тут как тут!».
Посмотрел на Мишку (язычок подвести к правому уголку рта), посмотрел на Зайку (язычок к левому уголку рта).
Со старшими дошколятами используйте слова «направо», «налево». 3-4 раза.

4. Язычок проводит уборку в доме.
Скажите ребёнку, что Язычок очень любит прибираться (совсем как мама !) в своём доме-ротике.
Вначале он убирает потолок (поводите кончиком языка по верхнему нёбу), затем пол (язычок движется по нижнему нёбу, за передними зубами).
Затем он моет стены, вначале одну (движения языка за одной щекой), затем – другую.

5. Язычок устал.
Рот приоткрыт, язык свободно лежит во рту. Кончик может заходить на нижнюю губу.
Даёте ребёнку чайную ложечку и показываете, как можно погладить отдыхающий язычок кончиком черенка чайной ложки. 5 раз.

6. Язычок моет двери.
Почему это упражнение не вошло в пункт 4?
Потому что дети, в случаях необходимости выполнить сразу несколько действий, порой выпускают некоторые из них, или не выполняют тщательно, поэтому следует упражнение по уборке разделить на два, сказав: «Ну вот – Язычок немного отдохнул и теперь должен закончить уборку. А у него как раз ещё не вымыта дверь.”

Вымыть двери домика Язычка (губы)  – это значит  просто облизать вначале верхнюю, затем нижнюю губу.
Для этого приходится довольно сильно высовывать язык и для многих детей это движение оказывается сложным для выполнения.
Специалисты тогда советуют верхнюю губу ребёнка смазывать вареньем!

7. Язычок моет порог у двери.
У любой двери есть свой порог (объяснить – что это), а у дома Язычка таким порогом являются зубы.
Поэтому, выполняя упражнение «моем порожек», вначале проводим языком вдоль – вправо-влево – верхнего ряда зубов (прямо касаясь зубов широкой стороной языка), затем – вдоль нижнего ряда зубов.
Таким образом зубами массируются обе стороны языка.

8. Игра язычка с ложкой (используется черенок чайной ложки).
Перечислю несколько вариантов:
а) Ложка крутится вокруг язычка.
Язычок немного высунут из полуоткрытого рта, а кончик ложечки выполняет вокруг него круговые движения, касаясь язычка.
Выполнить движения ложечки по часовой стрелке, и обратно.

б). “Вверх-вниз”.
Ребёнок высовывает язычок изо рта.
Взрослый делает движения черенком ложки вверх-вниз, задевая кончик язычка кончиком черенка при каждом движении.

в) Второй вариант предыдущего упражнения (б)): более быстрое движение ложкой верх и вниз. При этом ложку располагать параллельно зубам (как зубную щётку), и касание кончика языка производить боковой поверхностью черенка ложки.

г) Борьба язычка с ложкой.
Язычок выталкивает ложечку изо рта, а та намеренно толкает его внутрь.
Небольшое сопротивление должно идти как со стороны ложки, так и со стороны языка.
Упражнение очень полезно для развития активности языка.

8. Язычок цокает, как лошадка.
Покажите ребёнку, как нужно прищёлкивать, «цокать» язычком, поднимая его верх к нёбу.
Изображайте звуки цокота копыт лошадки, используя для наглядности игрушку лошади.

Любое из приведённых упражнений можно использовать и самостоятельно, как разминку на занятиях по развитию речи, но, главное, проводить их регулярно, а при наличии проблем с речью – ежедневно.

Гимнастика для языка. Основные упражнения.

Видео. Утренняя скороговорка.

Отзывов (5) на «Гимнастика для языка. Основные упражнения.»

  1. Светлана пишет:

    Недавно я узнала, что оказывается не все дети могут цокать, вроде как не дано…

    • admin пишет:

      А это также, что кто-то может свистеть, а другим это не дано, кто-то сворачивает язык в трубочку – другие же не представляют как это делать?

  2. Светлана пишет:

    Здравствуйте, Ирина.
    На своем сайте я организовала опрос-голосование ncuxolog.astrakraft.ru/konkursy/kak-vy-lodku-nazovete.html. Прошу Вас принять в нем участие. Для меня очень важны и интересны Ваши мнение, идеи, комментарии. Заранее большое спасибо.

Ваш отзыв