Екатерина II – педагог на троне (часть 2)

28 Июнь 2018, Автор: admin

Уважаемые читатели!

Продолжу свой рассказ об императрице Екатерине II, в котором буду касаться только её педагогических взглядов. Мне эта сторона её деятельности кажется чрезвычайно интересной. Предлагаю вам также внимательно с ней ознакомиться, даже сегодня многие её советы кажутся очень даже актуальными. Как же проявила себя Екатерина II – педагог на троне (часть 2).

Екатерина II - педагог на троне (часть 2)
Екатерина II с внуками и их родителями на прогулке в саду

Подробнее об Екатерина II как педагоге→

“Наставление по воспитанию внуков”

Не реализовавшись как мать, Екатерина II решила, что уж в качестве бабушки ей никак нельзя совершать ошибок. Поэтому с рождением внука-первенца она написала целое руководство “Наставление по воспитанию внуков”, в котором изложила основы воспитания личности ребёнка, актуальные и для нашего времени: естественность и свобода в сочетании с разумными ограничениями.

Вот некоторые выдержки из этого руководства:

  • Никаких перин — только закаливание.
  • Едой не пичкать, за столом кормить ровно столько, сколько требует организм, а в качестве перекуса между приемами пищи — давать только черный хлеб.
  • Играть могут сколько угодно, ведь детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей.
  • Когда упадут или ударятся обо что, немного то уважать, и слезы запрещать.
  • Да будет одежда Их Высочеств летом и зимою не слишком теплая, не тяжелая, не перевязанная, не гнетущая наипаче грудь.
  • Летом купаться, сколько сами пожелают, лишь бы пред сим не вспотели.
  • Детей не должно унимать или выговоры им чинить ради их детской забавы и игры, или детских малых неисправностей, и за все то, что само время и рассудок исправят.
  • Приставникам с терпением слушать надлежит детские речи и разговоры детей, разговаривая с воспитанниками дружелюбно и рассуждая с ними, о чем дело идет, дабы дети повадились к рассуждению.
  • Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять, но отвращать их от лжи.
  • Отдалить от глаз и ушей их высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов, и не сердился.
  • Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда того достойны, при свидетелях.
  • Буде единожды приставники детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить.
  • К учению не принуждать детей и за учение не бранить.
  • Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить.
  • Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностию.
  • Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить свое знание.
  • Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках.
  • Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет.
  • Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.

Ну разве можно не согласиться хотя бы с одним из перечисленных воспитательных принципов? Все просто в точку!

Взгляды на детство во времена Екатерины II.

В те времена наук, изучающих детство, как особый этап человеческой жизни, ещё не было, поэтому в царских семьях ребёнка до пяти лет считали младенцем (сегодня младенцы – дети до года), и соответственно к нему относились – просто берегли, как могли.

После пяти лет младенец переходил в категорию взрослых (с некоторой оговоркой), его начинали одевать во взрослую одежду, парики, тяжелые украшения, и даже вменяли ему выполнение некоторых государственных обязанностей: посещение многочасовых приёмов и парадов, церковных служб. Не всякий детский организм мог выдержать такое.

Екатерина II – педагог на троне
Внуки Екатерины II Александр и Константин

Хочется сразу оговориться, что отношение к детству в царских семьях и в семьях простого народа было, по видимому, совершенно разное.

В то время как царский отпрыск до пяти лет считался младенцем, «Мужичок с ноготок» из поэмы Н.А.Некрасова (пусть по времени чуть позже) в шесть лет уже был МУЖИКОМ!))) Кстати, о разнице старых и современных взглядов на детство у меня есть отдельная статья.

(продолжение следует)

С пожеланиями любви и семейного счастья Ирина Мозгунова — автор сайта “Наш ребёнок – дошколёнок!”

Екатерина II – педагог на троне (часть 2)

Ваш отзыв