Екатерина II – педагог на троне (часть 2)
28 Июнь 2018, Автор: adminУважаемые читатели!
Продолжу свой рассказ об императрице Екатерине II, в котором буду касаться только её педагогических взглядов. Мне эта сторона её деятельности кажется чрезвычайно интересной. Предлагаю вам также внимательно с ней ознакомиться, даже сегодня многие её советы кажутся очень даже актуальными. Как же проявила себя Екатерина II – педагог на троне (часть 2).
- Никаких перин — только закаливание.
- Едой не пичкать, за столом кормить ровно столько, сколько требует организм, а в качестве перекуса между приемами пищи — давать только черный хлеб.
- Играть могут сколько угодно, ведь детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей.
- Когда упадут или ударятся обо что, немного то уважать, и слезы запрещать.
- Да будет одежда Их Высочеств летом и зимою не слишком теплая, не тяжелая, не перевязанная, не гнетущая наипаче грудь.
- Летом купаться, сколько сами пожелают, лишь бы пред сим не вспотели.
- Детей не должно унимать или выговоры им чинить ради их детской забавы и игры, или детских малых неисправностей, и за все то, что само время и рассудок исправят.
- Приставникам с терпением слушать надлежит детские речи и разговоры детей, разговаривая с воспитанниками дружелюбно и рассуждая с ними, о чем дело идет, дабы дети повадились к рассуждению.
- Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять, но отвращать их от лжи.
- Отдалить от глаз и ушей их высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов, и не сердился.
- Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда того достойны, при свидетелях.
- Буде единожды приставники детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить.
- К учению не принуждать детей и за учение не бранить.
- Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить.
- Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностию.
- Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить свое знание.
- Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках.
- Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет.
- Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.
(продолжение следует)
С пожеланиями любви и семейного счастья Ирина Мозгунова — автор сайта “Наш ребёнок – дошколёнок!”
Екатерина II – педагог на троне (часть 2)