Екатерина II – педагог на троне

05 Июнь 2018, Автор: admin

Уважаемые читатели!
Посмотрела недавно в Интернете один за другим сразу несколько сериалов об императрице Екатерине II, и вот какие мысли о её женской доле меня посетили.

Она прожила 18 лет рядом (но не вместе) с нелюбимым мужем; потеряла возможность воспитывать первого ребёнка, которого у неё сразу же забрали после родов  (и которого она даже считала подменённым); не имела возможности воспитывать второго ребёнка, потому что тот был незаконнорожденным.

Может быть именно из-за  нереализованного счастья материнства, Екатерина так «ударилась» в воспитание внуков, и проявила себя незаурядным педагогом в этом деле, а попутно провела ещё и образовательную реформу в России? Можно ли сказать, что Екатерина II – педагог на троне, а не только самодержица всероссийская?

Екатерина II – педагог на троне

Я постаралась найти в Интернете как можно больше материала о педагогической деятельности императрицы.

Должна сказать, мне очень понравились высказывания на темы воспитания самой Екатерины, которых она оставила более чем достаточно в своих заметках и письмах.

Я и вас призываю, дорогие читатели, ознакомиться с тем минимумом попавших на бумагу мыслей Екатерины II, что я разместила в своих статьях. Не поленитесь их прочитать!

Причины изменения взглядов императрицы на воспитание детей.

Можно предположить, что Екатерина II не приняла домостроевские традиции воспитания детей в русских семьях, в том числе – в царских, потому, что сама была немкой? И ей были ближе традиции западноевропейского воспитания?

Однако, скорее всего, неудачные результаты воспитания сына Павла руками царицы Елизаветы Петровны (у которого, по мнению Екатерины II, сформировались «негодная душа» и хилое здоровье) заставили её сомневаться в правильности принятых в России традиций воспитания?

«У сына моего плохое здоровье и негодная душа, то последствия дурного воспитания. С внуками моими будет иначе!»

Екатерина II – педагог на троне

Детские портреты сыновей Екатерины II Павла I и Алёши Бобринского

Воспитание Павла в соответствии с традициями старины.

Как известно, предшествующая императрица Елизавета Петровна отняла у Екатерины первенца сразу после рождения, и стала воспитывать Павла по своему разумению, с помощью большого штата кормилиц, мамушек и нянек.

Сама Екатерина писала, что будущий царевич был окружен

“множеством старых мамушек, которые бестолковым уходом, вовсе лишенным здравого смысла, приносили ему несравненно больше телесных и нравственных страданий, нежели пользы…”.

Мальчика перекармливали, кутали в меха, потакали любым его прихотям. А он всё равно рос очень болезненным и вялым.
Вот как писала об этом Екатерина:

«Он лежал в чрезвычайно жаркой комнате, во фланелевых пеленках, в кроватке, обитой мехом черных лисиц. Его покрывали одеялом из бархата и меха. Пот постоянно тек у него с лица и по всему телу, вследствие чего, когда он вырос, то простужался и заболевал от малейшего ветра. Кроме того, к нему приставили множество бестолковых старух и мамушек, которые своим излишним и неуместным усердием причинили ему несравненно больше физического и нравственного зла, нежели добра…»

Можно только себе представить, какие ужасные страдания испытывала Екатерина как мать: она увидела сына впервые лишь на сороковой день со дня его рождения. А потом ей было разрешено видеть его только раз в месяц, а ещё позже – раз в неделю.

И так – до самого переворота, когда Павлу исполнилось почти 8 лет. Откуда взяться тёплым отношениям между матерью и сыном?
(продолжение следует)

С пожеланиями любви и семейного счастья Ирина Мозгунова — автор сайта “Наш ребёнок – дошколёнок!”

Екатерина II – педагог на троне

Ваш отзыв