Вы просматриваете: Главная > * Ежедневные записки и размышления > Семья и её функции как социального института (продолжение)
Post Icon

Семья и её функции как социального института (продолжение)

(Продолжение статьи ” Семья и её функции как социального института “).

Функции семьи в современном обществе.

Репродуктивная функция.

Теперь остановимся на рассмотрении функций семьи, среди которых именно репродуктивную функцию по воспроизводству себе подобных многие ученые считают первой и главной функцией семьи, потому что без её осуществления прекратит своё существование весь человеческий род.Семья и её функции как социального института.

Подробнее о семье и её функциях как социального института→

Сегодня в России эта функция выполняется семьями крайне неудовлетворительно: общество катастрофически стареет, а в некоторых регионах – просто вымирает.

В настоящий момент в стране накопилось столько неразрешимых экономических, социальных и политических проблем, что семья, как ячейка общества, оказалась беззащитна перед ними и не справляется с выполнением своего главного назначения.

Молодые семьи сегодня очень неустойчивы: более половины распадаются уже в первый год совместной жизни, а 2/3 – в первые пять лет. 20 % супругов, согласно соцопросам, вообще не собираются заводить детей.

Большой проблемой стало рождение внебрачных детей, а это – каждый третий малыш в России. При этом, в возрастной группе матерей до 18 лет большая часть новорожденных, ввиду отказа молодых матерей, направляются напрямую в дома малютки.

И даже это – не самое страшное. Самое страшное – увеличение среди новорожденных больных детей, когда исключением становится здоровый ребёнок, и более всего – тревожит увеличение количества младенцев с врожденной умственной патологией.

То есть, фактически сегодня налицо ограничение в обществе репродуктивной функции семьи.

Воспитательная функция.

Воспитательная функция семьи не исчезнет никогда, пока в обществе будут рождаться дети. И, главное, никто не сможет за семью выполнить эти функции более качественно.

Мягкость, терпение, всеобъемлющая защита и понимание матерью своего ребёнка, также, как требовательность и суровость отца, не могут быть заменены никакими усилиями даже очень хороших общественных воспитателей – педагогов, выполняющих свои обязанности по долгу службы и просто неспособных, чисто физически, стать для ребёнка самыми родными и близкими людьми.

Ещё Аристотель называл семью первым видом общения и важнейшим элементом государственного устройства, обеспечивающим рождение полноценных здоровых детей, и дающим первоначальное воспитание будущим гражданам.

Но, следует признать, что и воспитательная функция семьи выполняется сегодня не на должном уровне.

Часто большую часть забот по воспитанию выполняет только мать, а иногда родители заняты настолько, что дети оказываются предоставлены самим себе, или улице, подрабатывают сбором бутылок, совершенно забывая о необходимости посещения школы.

И даже в тех семьях, которые можно назвать благополучными, воспитание не всегда является гармоничным.

Социологи выделяют такие типы семейного воспитания:

детоцентризм – когда из-за чрезмерного обожания чаще единственного чада из него вырастает не приспособленный к жизни эгоист;

профессионализм — когда родители считают, что воспитывать должны профессиональные педагоги в в школах и садах, и, в результате, выращивают холодных, чуждых ласке молодых людей;

прагматизм — когда родители воспитывают в детях только «умение жить», под которым понимается стремление во всём только к материальной выгоде, в ущерб духовным ценностям.

Хозяйственно-экономическая функция.

Нигде, как в семье ребёнок не сможет получить начальные представления о ведении хозяйства, попрактиковаться в выполнении элементарных действий по самообслуживанию и в оказании помощи другим членам семьи. Ведь не секрет, что дети, воспитанные в детских домах, порой даже не знают, как следует заваривать чай.

Хозяйственно-экономическая функция имеет множество направлений: управление  домашним хозяйством, ведение семейного бюджета, организация досуга и другие.

Именно никакая другая функция не способствует формированию у ребёнка навыков взаимопомощи, поддержанию определенных бытовых традиций.

Восстановительная функция.

Нельзя недооценивать значение для человека восстановительной функции.

По мнению специалистов, половину успеха человека в карьере, учебе, бизнесе составляет хорошая семья.

Чтобы сегодня успевать за быстрым темпом жизни, нужно всегда быть в прекрасной форме, в тонусе,  которые поддерживаются и восстанавливаются именно в хорошей семье, в мирной, успокаивающей обстановке, дающей человеку ощущение психологического комфорта.

Семья даёт человеку чувство безопасности, повышает его уверенность в себе, удовлетворяет эмоциональную потребность в обмене настроениями и чувствами, предотвращает психологическую неуравновешенность.

Большое значение семьи в том, что она защищает от переживания чувств изолированности: по статистике одинокие, разведенные и вдовые чаще совершают самоубийства, чем женатые.

Таким образом, что бы ни говорили о распаде семьи сегодняшние футурологи, но, если исчезнет семья, то исчезнет и современная цивилизация, в структуре которой минимальной ячейкой была и есть семья.

Отражение в языке представлений о семье.

В менталитете современных людей прочно укоренились сложившиеся представления о семье, которые красноречиво находят выражение в нашем языке.

Родина, родная земля, Россия для нас – мать, Отечество – отец.

Отцами люди всегда называли и называют духовных, святых отцов (даже Римский Папа – папа), отцов наций и народов, и отцов-основателей, родоначальников научных теорий, открытий, изобретений (отец истории, отец водородной бомбы).

Семья у нас является признаком наивысшего сплочения и объединения, и поэтому мы говорим – «семья народов»;

дружный коллектив или бригаду называем семьёй;

сходные научные понятия объединяем воедино – языковая семья;

даже на природный мир распространили этот термин – семейка белых грибов и т.д.

Нет числа вариантам употребления слова «брат», начиная с того, что «все люди – братья», «братья по разуму» и «меньшие братья». Есть также «братья по оружию, по перу» и т.д.

Мы часто говорим: «опять нашему брату не везёт» или «берём по буханке на брата».

Делиться с другими нужно всегда «по-братски», и вспоминаем всю жизнь «студенческое братство», в котором царила “братская дружба”. Правда, иногда общую картину портят такие слова, как «братки», «братва» и даже «брателло».

С «сёстрами» в языке немного поскромнее. Я знаю только медицинскую сестру, сестру-хозяйку, а также то, что монахини называют друг друга сёстрами.

Вот сколько изначально “семейных терминов” перекочевало в литературную и разговорную речь, а ведь речь отражает мышление народа.

Таким образом, семья, по-моему мнению, не может и не должна  исчезнуть никогда, она – первый и последний тыл человека.

Семья и её функции как социального института вечны, потому что их невозможно заменить ничем и никем, потому что именно в семье мы получаем и питание, и воспитание, из неё «делаем первые шаги» в большой социальный мир, в её кругу отдыхаем от «трудов праведных». Какой фантаст смог бы предложить что-то взамен?

5 коммент. к “Семья и её функции как социального института (продолжение)”

  1. Светлана пишет:

    Как я уже написала в предыдущей статье, молодые строят семьи не на тех основах, на которых семья способна держаться, по этой причине и идет распад семьи.
    Когда лежала в роддоме с Ромой, речь в палате с мамочками зашла про отказников. Я их ни разу не видела. спросили у санитарки: по 4 отказника в неделю!.. И здоровых детей на самом деле рождается меньше. Но этому все та же причина: стрессы, неусточивые отношения, нездоровый климат в семье, что сказывается на беременных, а соответственно и на детках.

    • admin пишет:

      Всё это так : количество отказников говорит о том, что мы живём в условиях, не способствующих нормальному созданию семьи и рождению детей у счастливых родителей, что в обществе существует много факторов, не позволяющих людям строить нормальные отношения и спокойно воспитывать новое поколение.

  2. Татьяна пишет:

    Прекрасно понимаю как важно, чтобы дети овладевали хозяйственно-бытовыми функциями. При этом, в школе исчез такой предмет как “Труды”, а раньше он назывался “Домоводство”, что было даже точнее.

    • admin пишет:

      Всё же хозяйственные функции лучше осваивать в семье. Но не каждая семья владеет этим на высоте.
      Тут могла бы помочь школа – но вот тоже идут недоработки из-за вечной свистопляски со школьными предметами.
      А ведь то, что сегодня нарушено в образовании детей – потом не восполнить никак.

  3. Борис пишет:

    Получается, что родители совершают не те, так другие ошибки в воспитании. Но известны же и семьи правильно воспитывающие детей, и дети вырастают хорошими. Или это только кажется?


Оставить отзыв