Плюсы и минусы методики Марии Монтессори. За и против (начало).

21 Окт 2013, Автор: admin

Дорогие друзья!
В продолжение начатого в одной из предыдущих статей разговора, обсудим сегодня плюсы и минусы методики Марии Монтессори. Как специалисты, так и родители проявляют к ней в настоящее время огромный интерес, активно высказываются за и против.

Плюсы и минусы методики Марии Монтессори. За и против (начало).

У некоторых отторжение методики вызывает уже тот факт, что Мария Монтессори не воспитывала своего ребёнка, сдала его с рождения в интернат, а впервые мать и сын встретились, когда тот был уже взрослым молодым человеком.

По правде говоря, у меня тоже такое отношение великого педагога к собственному ребёнку вызывало противоречивые чувства. Но ведь мы знаем, что когда мать и сын позже встретились, они уже больше не расставались, и сын продолжил дело матери после её смерти – руководил созданным ею обществом.
Если сын смог простить мать – наше ли дело, посторонних людей, живущих совершенно в другом веке и в других условиях, осуждать её?

Вначале о плюсах методики Монтессори, которые бесспорны.
1. Самым большим плюсом является поднятый Монтессори флаг гуманизма по отношению к ребёнку.
Столкнувшись с бездушным отношением в заведении к умственно-отсталым детям, куда впервые Монтессори пришла работать, она принялась за их развитие и поняла, что даже с этими детьми можно добиться многого (воспитанные ей дети на экзамене обогнали детей из благополучных семей).
Поэтому, позже, работая уже с нормальными детьми она стала убеждённой сторонницей свободного, ненасильственного воспитания, развития самостоятельности у каждого ребёнка, ставила в центр педагогического процесса ребёнка, а педагог был только его помощником.
Многим известна знаменитая фраза Монтессори, характеризующая организацию педпроцесса: «Помоги мне это сделать самому!».

Кстати, а не узнаётся ли в этих словах нынешний лозунг теории обучения: «Чем давать в руки обучающегося рыбу, лучше дайте ему удочку!»

2. Поскольку ключевым понятием  методики Монтессори является свобода, то и вся её педагогическая работа ежедневно была направлена на формирование свободного человека, уважающего свободу других.

Поэтому педагог разработала вполне понятные детям чёткие правила, действующие затем всю жизнь безукоризненно:

  • не мешай другому, когда тот занят;
  • учитывай интересы других при выборе себе места для работы;
  • не шуми – это мешает другим;
  • после работы все материалы убирай на свои места, вытирай лужи и грязь;
  • если материал кем-то занят, жди своей очереди или наблюдай со стороны.

Ну разве это не обычные житейские правила, которые не мешает выполнять в обыденной жизни каждому человеку?

3. М.Монтессори первой заговорила о необходимости создания для детей специальной развивающей среды, состоящей из специальных пособий, способствующих развитию разных способностей ребёнка, в первую очередь – сенсорных (чувственных).

Это, действительно, революция в понимании развития ребёнка, которого, оказывается, нужно учить и воспитывать не с помощью наставлений и указаний, а с помощью предоставления ему возможности самостоятельно действовать с материалом, который специально разработан и сконструирован педагогами.

Роль педагога – направлять самостоятельную деятельность детей, показывать им как именно действовать с пособиями, а уж в процессе этой деятельности дети всему (вернее, тому, что заложено именно в данное пособие) научатся сами.

Сутью педагогической теории М. Монтессори стала идея опосредованного обучения, когда ребёнок учится необходимым навыкам в специально созданной среде, сам не замечая того, что учится!

4. М.Монтессори предложила делить помещение на условные обучающие зоны: зону жизненной практики, зону сенсорного развития, зону языкового развития, зону математического развития, зону космического развития (естественно-научных знаний).

В каждой зоне размещаюлись соответствующие пособия, составляющие обучающее-развивающую среду, в которой, в процессе самостоятельной работы (опосредованного обучения), дети получают необходимые навыки и знания.
Количество зон помогает ребёнку в создании целостной картины мира.

5. Особое внимание М.Монтессори к развитию сенсорных и сенсомоторных способностей ребёнка очень важно, поскольку именно они лежат в основе умственных способностей детей.

Среди пособий Монтессори, предназначенных для развития этих способностей, имелись даже такие, которые развивали барическое чувство, чувствительность к температурным воздействиям и др.

( Статья – Плюсы и минусы методики Марии Монтессори. За и против – будет продолжена. )

Отзывов (13) на «Плюсы и минусы методики Марии Монтессори. За и против (начало).»

  1. Ирина Мозгунова пишет:

    Добавлю к статье, что открытый ещё до Революции детский сад по методике Монтессори был закрыт в 1926 году. Вот цитата из резолюции: «Помимо совершенно неприемлемой идеологической стороны, система Монтессори страдает также грубыми дефектами и в области биолого-теоретического своего материала. Ряд неправильных представлений о биологическом содержании детской возрастной эволюции, недоучёт биологического значения игры и воображения, искажения в понимании моторного фактора, недооценка значения общих процессов в сравнении со специальными навыками – все эти изъяны исключают возможность использования биологической теории Монтессори в качестве педагогической основы советской дошкольной педагогики…»

    • Елена пишет:

      У меня есть знакомая, которая училась в школе с такой методикой. — Всесторонне развитая личность! Поет, играет, шьёт, ну очень творческая натура, и это всё успевает, несмотря на то, что работает физиком в научном институте :)

      • admin пишет:

        Ну вот видите, какой человек получился!
        Хотя – вопреки методике. Именно творчеству Монтессори внимания особо не уделяла. : – (((

        • Света пишет:

          Я пою и играю на фортепиано, люблю рисовать и шить, при этом закончила класс с математическим уклоном, закончила экономический факультет, параллельно работая. Сады терпеть не могла, про Монтессори услышала впервые в лет 25, сейчас мне 36. Так причем здесь сады Монессори :D

    • Я читал про этот детский сад более страшные вещи, Хотя сейчас понимаю, что это возможно был просто повод для закрытия.
      Дети полностью выходили из под контроля педагогов.
      Еще как вариант – старые основатели и педагоги ушли или были репрессированы, а новые, просто не понимали, что делают. Очень тонкая грань, между свободой и вседозволенностью.

  2. Мария пишет:

    Это что же: педагоги уже как враги народа?

    • admin пишет:

      Нет, это политики враги народа. Вот и нападают на беззащитных педагогов, что тем приходится бежать из страны.
      А Януша Корчака, вон вообще немцы сожгли в концлагере вместе с детьми.

  3. Светлана пишет:

    Очень интересные факты. Я, правда, в Монтессори еще вдавалась подробно, и мне стыдно за это.

    • admin пишет:

      А чего Вы, Светлана, стыдитесь, я не поняла. Глубоко интересоваться – лучше, чем иметь о любом предмете или явлении поверхностные знания!

  4. Светлана пишет:

    Знаете, Ирина, я в эти дни готовила статью про Монтессори и вот о чем подумала: может, не оставь она своего сына в детском доме, не смогла бы достичь таких высот и признания…Все-таки дети требуют постоянного внимания, а заниматься к-л “научными” работами в такой ситуации крайне сложно.

    • admin пишет:

      Одно ясно, ребёнок, конечно же требует много времени, и с ним она достигла бы меньшего.
      Но и знать всех обстоятельств случившегося тогда мы ведь тоже не можем – ну случилось так, и случилось. Простил же сын мать, в конце концов.
      Значит понял те, неизвестные нам причины.

  5. olgalaura пишет:

    Сегодня методика данного автора очень популярна. В ней есть много интересного и полезного. главное – создание правильной развивающей среды, чтобы ребенок обучался всем необходимым навыкам, не замечая этого. Также интересна методика обучения чтению. Но, как и везде, важно знать меру. Главное для ребенка — игровая деятельность и физическая активность.

  6. Татьяна пишет:

    Интересная методика. Она была бы полезна каждому малышу.

Ваш отзыв