Методика Марии Монтессори. Собственный взгляд.

23 Сен 2013, Автор: admin
Методика Марии Монтессори сегодня широко известна не только в среде профессионалов-педагогов, но и среди родителей. Теперь мой собственный взгляд.Методика Марии Монтессори. Собственный взгляд.
Методику Монтессори называют альтернативной.
Но что в ней такого уж альтернативного?
По мне, так ценнейший опыт итальянского врача и педагога начала 20 века должен быть взят на вооружение педагогами нашей страны, да и всех других стран. (Про критику поговорим отдельно).
Попробуем выяснить, что же не удовлетворило в системе Монтессори нашу официальную педагогику?
В Советской России детские сады, открывшиеся ещё до революции и работавшие по методикам Монтессори, были закрыты в 20-е годы, во время провозглашения политики поголовного коллективизма.
Стоит к этому добавить, что свободолюбивая педагогика Марии Монтессори вызывала отторжение и других «несвободных» политических режимов: школы-Монтессори быстро были запрещены в Испании при режиме Франко, их разгромили в гитлеровской Германии и в самой Италии при Муссолини. Самой Марии Монтессори пришлось покинуть родину и провести долгие годы за границей.

Что входит в понятие «альтернативная педагогика» сегодня?

1. Наличие обоснованного философско-методологического фундамента педагогической теории.
2. Эффективность и уникальность педагогической методики.
3. Отказ от классно-урочной организации педагогического процесса.
Посмотрим, что же такого уж альтернативного в системе Монтессори?
1. Суть философско-педагогической системы М.Монтессори – в содействии саморазвития ребёнка, в признании за ребёнком ведущей роли при его взаимодействии с педагогами, что полностью соответствует сегодня принципам личностно-ориентированного обучения на которые ориентируется отечественная педагогика. Ничего альтернативного.
2. Методика М.Монтессори по использованию для развития ребёнка специальных разработанных ей материалов, большинство из которых являются «автодидактическими» (самообучающими) – очень оригинальна, и более полной методики для развития сенсорных и интеллектуальных способностей ребёнка в мировой педагогике нет.
Но что же альтернативного в том, что педагоги должны уделять внимание сенсорному развитию ребёнка, это же их обычная практическая ежедневная работа? И методика Монтессори будет им только в помощь?
3. Про классно-урочную систему обучения в отношении образования дошкольников уже говорено не раз. Что это – перенос школьной организации педпроцесса на дошкольный возраст, и что это – негативный момент, от него нужно отходить (хотя получается плохо).
Так где же, в чём альтернативность методики Монтессори? Налицо лишь её актуальность для педагогики вообще!
Но не всё так просто, ведь методика Марии Монтессори не свободна от ошибок. Собственный взгляд изложу в следующих статьях.

Один отзыв на «Методика Марии Монтессори. Собственный взгляд.»

  1. Борис пишет:

    Всегда сомневался в действенности педагогических методик, потому что видел в них много противоречий.

Ваш отзыв