Как научить ребенка говорить букву р? Рекомендации для родителей дошкольников.

17 Фев 2014, Автор: admin

  Как научить ребенка говорить букву р? Рекомендации для родителей дошкольников.Поскольку сегодня на удивление часто родители обращаются к специалистам с просьбой: «Как научить ребенка говорить букву р?», я не могу оставить этот вопрос без внимания и без ответа.

Постараюсь дать самые несложные, но, при этом, самые результативные рекомендации для родителей дошкольников
- как самостоятельно справиться с этой проблемой?

[Вначале оговорюсь, почему я заведомо неправильно написала в заголовке - «говорить букву р», ведь буквы нельзя говорить, их можно только писать, читать или называть, а вот произносить можно лишь звуки, в том числе и звук [р]. Но поскольку именно так обычно звучит этот задаваемый родителями вопрос, то давайте не будем особо придирчивы.]

Фефекты фикции.

В своей педагогической практике мне нередко приходилось заниматься с детьми, от которых по какой-либо причине отказывались логопеды, и я просто не могу не поделиться следующим наблюдением.

Коллектив из активно говорящих сверстников плюс хорошо поставленная общеразвивающая педагогическая работа – вот те два условия, которые справятся с задачей развития речи ребёнка лучше бригады логопедов.
И действительно, через некоторое время оказывалось, что никому из потенциальных клиентов логопеда поход к этому специалисту больше уже не требовался.
Возможно, мне везло с детьми?

Поэтому, я твёрдо убеждена, что 9/10 родителей, которым показалась неправильной речь собственного ребёнка, не должны раньше времени паниковать и уподобляться героям известного старого фильма, считающим, что «у фефочки фефекты фикции» [у девочки дефекты дикции].
Они должны понять, что сами в состоянии правильно поставить своему малышу все звуки, и только оставшиеся 1/10 случаев могут оказаться действительно сложными и потребуют вмешательства специалиста.

Язык – мышца, требующая подкачки.

Замечено, что у всех мало и плохо говорящих детей обычно бывает вялый «ленивый» язык, и вот на этот факт родители должны обратить особое внимание и принять соответствующие меры.

Что такое язык? Это мышца, причем, её называют чуть ли не самой сильной (наряду с жевательными и икроножными мышцами) мышцей в теле человека.
А что обычно делают с мышцами, чтобы становились сильнее?
Правильно – их нагружают физическими упражнениями, что в нашем случае будет называться гимнастикой для языка.
Основные упражнения из этой гимнастики размещу в следующей статье.

Игры-упражнения для формирования звука [р].

Регулярно выполняя упражнения для языка, используйте затем разнообразные детские игры, в которых возникает необходимость произносить звук [р].

1. Самыми лучшими (это неоднократно подтверждено практикой) являются разнообразные игры, в которых детям требуется изображать звук мотора [др-р, др-р, др-р].
Причем, именно сочетание со звуком [д], а не [т] (казалось бы, можно мотор изобразить и [тр-р, тр-р, тр-р]), позволяет быстрее появиться звуку [р].

Во время игр, когда дети «заводят моторы» воображаемых самолётов, грузовиков, тракторов, они делают перед грудью вращательные движения кулачками одного вокруг другого.

Я всегда с улыбкой вспоминаю в эти моменты стих украинского поэта Павло Тычины, с которым меня познакомила одна моя украинская подруга:
« Трактор в поле дыр, дыр, дыр!
Мы за мыр, мы за мыр [за мир]!» :-)

Хорошо бы научить ребёнка во время игры ещё и привставать на одно колено.

2. Проводите с детьми игры, в которых приходится использовать различные звукоподражания животным: «хрю», «кар», «кря», «кукареку».

3. Отдельно проводите игры-драматизации с изображением страшных зверей, рычащих [рр-р-р-р]: тигр, лев, большой пёс.

4. Чаще вызывайте необходимость кричать [ур-р-р-а!!!], не только в играх в войнушку, но и при любой другой победе («Ура, как мы здорово нарисовали домик!»).

5. Повторяйте с ребёнком чистоговорки:
«Ра-ра-ра – как нам весело с утра!
Ро-ро-ро – принеси скорей ведро!
Ру-ру-ру – начинаем мы игру!
Ры-ры-ры – вижу красные шары и т.д.»

6. Играйте с ребёнком в словесные игры, в которые включайте слова со звуком [р]: рыбка, радуга, игрушка, баран, рука, роза, барабан, рак и другие.

7. Разучите с малышом несколько скороговорок, в которых требуется произносить звук [р]:
«Крохотный кролик скрылся в траве
С хрустом морковку грызёт в сентябре».
«Тридцать три сороки сели на пороге,
Тридцать три вороны сели на забор».
«Громко Егорка говорит скороговорку.»

8. Разучите с ребёнком стишки и песенки, в которых встречается звук [p], и почаще их повторяйте: «Барабан», «Сорока-ворона», “Рыбка”, “Радуга-дуга”, «Тра-та-та”, «Дама сдавала в багаж» и другие, которые Вы легко можете разыскать и сами.

Не нужно подтрунивать над ребёнком, имеющим трудности с выговариванием сложного звука [р], торопить его, заставлять.
Всё придёт в положенный срок, если совмещать ежедневную гимнастику для языка с предложенными играми, способствующими появлению в речи этого звука.

Рекомендации для родителей дошкольников. Как научить ребенка говорить букву р?

Отзывов (14) на «Как научить ребенка говорить букву р? Рекомендации для родителей дошкольников.»

  1. Татьяна пишет:

    вот спасибо, то что нам нужно, взяла в закладки. Упражнения хорошие, а мы делает только такое “нужно быстро бить язычком по верхнему нёбу и произносить д,д.д , говорят тоже заводит звук “Р”

    • admin пишет:

      Да, Татьяна, – бить по верхнему нёбу – это упражнение ещё называется “Дятел” – очень хорошо для ленивого язычка, который любит поваляться внизу, и больше ничего делать не хочет. Но дальше то вот и переходите на мотор – “др-р-р”. И обязательно делайте гимнастику для языка. Вот как раз сейчас размещу следующую статью.

  2. Светлана пишет:

    Представляете, Ирина, а у меня не получается изображать звук Р, чтобы дети повторяли. Он куда-то пропадает, хотя проблем с этим звуком нет :)
    Спасибо за рекомендации.

  3. Ольга пишет:

    У нас все мои дети вроде сразу говорили звук Р. Проблем не было. Юля, внучка, где-то в 2,5 года так четко стала выговаривать слова с этим звуком. Я от радости заставляла ее несколько раз произносить все слова.
    А упражнения хорошие. Родителям пригодятся. Спасибо, Ирина.

    • admin пишет:

      Я тоже проблем не знала с собственными детьми по поводу звука Р-Р-Р, но у многих сложности на этот счёт бывают.

  4. Елена пишет:

    Ирина, Большое Спасибо !Будем делать как вы советуете!

    • admin пишет:

      Да, Елена, выполняйте упражнения, и звук Р-Р-Р у Вашей дочки не заставит себя ждать.

  5. Наталья пишет:

    Здравствуйте!
    На мой взгляд, даже лениться трудно, я имею ввиду родителей. Ведь целый день общаешься с ребёнком, вот и Дырчи и Рычи – упражняй язычок, тогда и проблем не будет.
    Я думаю, что начинать тренировки языка стоит задолго до того, как увидите явные проявления фефектоф фикции.

    • admin пишет:

      Совершенно правильно говорите, Наталья. Начинать нужно всегда раньше появления любых фефектов. И это относится не только к развитию речи, а и , вообще, ко всем направлениям развития человека.
      Мы же пока что любим “запустить проблему” до крайности, а потом искать средства, чтобы всё исправить – но ведь это идёт уже всегда с затратами нервов, сил, времени, денег. Иногда эти затраты становятся просто чудовищными…

  6. Ирина пишет:

    Здравствуйте! Моя семилетняя дочь всё дошкольное детство занималась с логопедом. Буква “р” нам так и не далась. После уговоров логопеда взялась я сама и всё что я смогла добиться – ребёнок стал выговаривать картавую “Р”. В общем руки опускаются…
    спасибо.

    • admin пишет:

      Здравствуйте, Ирина!
      Что я могу сказать: работая много лет с детьми-дошкольниками, я часто встречалась с тем, что многие не выговаривали звук “р”, но не было случая, чтобы они потом его не осваивали. Но Ваш комментарий наталкивает меня на мысль, что поскольку картавые люди всегда встречались и встречаются, возможно у них такие индивидуальные особенности устройства речевого аппарата (но эта мысль как появилась, так и исчезла).
      Потому что, скажу по секрету, я всегда придерживаюсь мнения, что почти все недостатки (точнее, вообще, все) можно исправить, если вовремя заняться с ребёнком.

  7. У нас с “р”, проблема только у сына, но он немного картавит, как не не пытались переучить – бесполезно) А у девчонок, все отлично.

Ваш отзыв