Дети и деньги. Финансовая грамотность.

13 Ноя 2013, Автор: admin

Дети и деньги. Финансовая грамотность.Уважаемые друзья!
Мало кого не касается сегодня вопрос – дети и деньги. Почему бы не обсудить его более предметно? Вот уже и такой школьный предмет как « финансовая грамотность » в качестве пробного включен в программы некоторых школ страны.

Многим родителям даже непонятно, как можно учить детей обращению с деньгами, если их самих этому не учили. При этом, отвечать на вопросы: “Откуда же берутся деньги? Почему их постоянно не хватает? Что сделать, чтобы их хватало на всё, что хочется?”, родителям всё же приходится, да и сам «финансовый вопрос» стоит перед многими семьями очень остро.
К тому же, многие сегодня понимают, что отсутствие минимального финансового обучения может сказаться на будущем ребёнка не лучшим образом.

! Нужно всегда помнить, что взрослые должны не уберегать детей от проблем, а помогать им справиться с этими проблемами.

Как же должны поступать родители?
1. Если деньги существуют в нашей жизни, занимают в ней определённое место, значит необходимо с ними ребёнка знакомить, давать хотя бы минимальные необходимые знания, формировать определённые представления (впрочем, как с любым другим предметом или явлением, имеющим место в нашей жизни).
• Что такое зарплата родителей, семейный бюджет, доходы и ежедневные расходы, коммунальные услуги и плата за проезд, сколько стоят разные продукты и вещи и т.д.
• Также, говоря о расходах стоит поговорить о необходимых расходах семьи (питание, плата за квартиру, проезд, учёбу) и расходах, которыми можно иногда пренебрегать (игрушки, развлечения).

2. Не следует ограничиваться только разговорами, беседами, примерами из жизни, а обязательно нужно предоставить ребёнку возможность практического использования денег, планирования больших и малых покупок (купить продукты на определённую сумму; рационально использовать карманные деньги и т.п.).
• Но здесь необходим постоянный и незаметный контроль родителей, поскольку у ребёнка ещё нет жизненного опыта по распоряжению деньгами.
• Лучше дать карманные деньги не на день, а на неделю, чтобы учился распределять их на определённое время.
• В качестве практики для дошкольников обязательно используйте игру в «Магазин» (постоянно усложняя правила).
• А когда берёте ребёнка в настоящий магазин, всегда ставьте задачу на право выбора: купим один дешевый товар или два дорогих? и т.п.
• Иногда отложите определённую покупку под предлогом недостаточного количества денег, а затем рассчитайте с ребёнком сколько времени потребуется, чтобы скопить на её приобретение.
• Учите практическим приёмам экономии денег: найдите, в каком магазине тот же товар стоит подешевле, а на сэкономленную сумму купите ребёнку мороженое.

3. Всегда давайте эмоциональную окраску, выражайте своё отношение к любым жизненным ситуациям, связанным с деньгами (хорошо ли быть транжирой или жадиной; прекрасно, что сэкономили на сладостях, зато сходили в кино и т.д).
• Не оставьте в стороне тему, что за воровство или незаконное получение денег можно попасть в тюрьму.

Если начать регулярно применять вышеприведённые рекомендации, то сама проблема « дети и деньги » окажется легко преодолимой, а финансовая грамотность повысится даже у самих родителей.

Отзывов (14) на «Дети и деньги. Финансовая грамотность.»

  1. Хорошие практические советы! .Отлично, что все можно продемонстрировать ребенку на практике и приобщить его к управлению семейным бюджетом. Спасибо, Ирина!

  2. Светлана пишет:

    Пока не приходилось задумываться над данное темой, но видимо пора: ребенок растет. Пока читала, вспомнила один случай: года 2-3 назад встретила на рынке знакомую цыганку с сыном лет пяти. Цыганки никогда не стесняются выпрашивать, но, поскольку сладостей у меня не было (принцип), дала мальчику 5 рублей. Представляете, он тут же отдал деньги матери, а я подумала: вот воспитание!!!
    А Вам, Ирина, спасибо за советы, обязательно начну работать над этим вопросом.

    • admin пишет:

      Мне интересна описанная Вами ситуация, потому что знакомых цыганок у меня нет, но о цыганском воспитании детей я порой задумывалась часто. Вот ведь они должно быть учат детей с детства обманывать, воровать (может, я конечно, ошибаюсь, пусть меня поправят), ещё каким-то особым навыкам.
      А как потом сами друг другу верят?

      • Светлана пишет:

        Как сказала одна цыганка: мы живем за счет русских. Я думаю, в этом и заложен весь принцип. А вообще вопрос хороший :) мне тоже стало интересно.

        • admin пишет:

          Быль (не без юмора :-) ): когда я лежала в роддоме, там в коридоре стоял холодильник – общий для всех, куда роженицы складывали принесённые им передачи.
          В одной из соседних палат лежала цыганка. Так вот девочки, смеясь, рассказывают, что когда её приходили навещать знакомые, та всегда говорила: “Да не приносите Вы ничего – у меня тут есть полный холодильник всякой еды! ” :-)

  3. Ольга пишет:

    Хорошая и правильная тема. Я тоже всегда с детьми вела беседу, как достаются нам деньги и как их надо тратить. Дочь моя ходит за покупками, платит за услуги. Детей надо привлекать к финансовой грамоте, чтобы они могли правильно распоряжаться деньгами.

    • admin пишет:

      Прекрасно, Ольга, что Вы понимаете необходимость финансового просвещения детей, поэтому у Вас и проблем нет. А ведь в некоторых семьях на этой почве и ругань, и споры и даже подворовывания денег детьми порой возникают.

  4. Ольга пишет:

    Если с детства правильно подойти к вопросу финансовой грамотности-таких проблем, как воровство денег у родителей, никогда не будет.

    • admin пишет:

      Только как вот подойти грамотно, если в вопросах финансовой грамотности и сами родители неграмотны.

  5. Елена пишет:

    Очень интересная статья и советы правильные. Ирина, сразу чувствуется большой педагогический опыт. Сейчас и правда большинство “крутых”родителей сильно балуют своих чад, ограничений нет, и потому то дети не знают цену деньгам. Спасибо за статью и за советы!

    • admin пишет:

      Что сказать, Елена: насколько “разбалуют”, то в результате и получат.
      Как говорила Атаманша в сказке “Снежная королева”: «Детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие РАЗБОЙНИКИ!»

    • Светлана пишет:

      У Ирины не только большой педагогический опыт. Она настолько всесторонне развита, что я диву даюсь :) А еще на психотерапии нам говорили, что после 35 лет у человека снижается память, внимание… Зная себя, я так и думала. А вот все индивидуально! Можно начать деградировать в 30 лет и иметь ясную память в более старшем возрасте.

  6. Ирина, спасибо большое за очень грамотные советы и за то , что участвуете в жизни моего сайта.
    Каждый раз уношу у Вас какой ни будь полезный совет. На этот раз будем внедрять “а затем рассчитайте с ребёнком сколько времени потребуется”. Примерно так делаем, но как то поверхностно, а если показать весь процесс полностью, с мелочами: откуда идут деньги, как накапливаются, сколько получилось отложить. Это будет развивать более глубокий опыт и навык пользования деньгами.

Ваш отзыв